+7 (926)-022-11-70
info@ebtp.ru

Консорциум "экобиотехпром" 

Генеральный

информационный

партнер 

Серия статей об истоках нашего Консорциума, о династии врачей, о разработках и реализуемых нами проектах

Ирина Николаевна Блохина — доктор медицинских наук (1966 г.), профессор (1968 г.), член-корреспондент Академии медицинских наук (1975 г.), академик Академии медицинских наук (1980 г.), академик Академии медико-технических наук (1998 г.). Она была постоянным членом проблемной комиссии по микробиологии Госкомитета санэпиднадзора России, членом правления Всероссийского общества иммунологов, возглавляла нижегородское отделение фонда «Здоровье человека», который и сегодня продолжает успешно работать.

Отец Ирины Николаевны - Николай Иванович Блохин начинал свою деятельность земским врачом в г. Лукоянове, затем работал в Нижнем Новгороде. Долгие годы хранит людская память воспоминания о хорошем враче, о семье Николая Ивановича и Евдокии Ивановны Блохиных, всегда готовых посочувствовать и помочь людям. Эту же благородную профессию служения выбрали для себя и их дети — дочь Ирина Николаевна и сын Николай Николаевич, ставший выдающимся хирургом. Во время Великой Отечественной войны разработанные им пластические операции помогли многим вернуться к полноценной жизни. В дальнейшем раскрылся и его организаторский талант: он создал в Нижнем Новгороде Институт восстановительной хирургии, а затем был приглашен в столичный онкологический институт, который под его руководством превратился в онкологический центр РАМН, носящий ныне имя Блохина Н. Н. Трижды Н. Н. Блохин избирался президентом медицинских наук, которой руководил в общей сложности 18 лет.

 

Ирина Николаевна Блохина родилась в Нижнем Новгороде 21 апреля1921 года в доме No9 по ул. Загорского (ныне ул. Академика Блохиной). Вот что она вспоминала позднее о школьных годах своей жизни:

«Нам очень повезло, что директором нашей школы No 8 им. Ленина была Анастасия Максимовна Шатрова. Она знала, как работать с детьми, не только с маленькими, но и большими. Когда подошло время нашего юношества, она организовала нам курсы бальных танцев. Кто-нибудь из девочек садился за пианино и каждую большую перемену все старшеклассники танцевали.

Поскольку наша школа находилась в центре города — сейчас в этом здании выставочный комплекс — то там учились дети секретарей обкома, председателей обл- и горисполкомов, их заместителей. В общем, вся элита. В 1933–1937 годах многих арестовывали. Но ни одной проработки, ни одного человека по этому поводу в школе не было. Когда первый раз пришли из НКВД, Анастасия Максимовна сказала: «Я вам соберу ребят старших классов, а вы с ними и поговорите». Но эти взрослые дети повели себя так, что больше из НКВД никто нас не посещал. Надо быть с характером, чтобы вести такую школу. Конечно, в молодости все кажется светлее».Ирина очень хорошо училась, была вожаком молодежи в школе, любила музыку и хорошо играла на пианино, писала стихи, рисовала, увлекалась театром, танцевала. Эти юношеские увлечения Ирина Николаевна сохранила на всю жизнь. До сих пор у нее дома пианино открыто, как будто хозяйка только-только вышла к телефону или пошла на кухню... Среди ее портретов, орденов и других наград стоит оно, старинное, с бронзовыми подсвечниками, купленное еще ее дедом Иваном Ивановичем Лавровым и привезенное из Лукоянова.

 

Для многих стало открытием литературное творчество Ирины Николаевны: она писала стихи, скромно и тихо, как говорится, для себя и, конечно, не публиковала их, поскольку не обладала графоманскими наклонностями к быстрой славе. Вот одни из ее замечательных стихотворных строк:

 

..И, продолжая жизнь мою,

Продолжите мой труд,
Как будто я еще в строю,
И дни мои живут.

 

Школу Ирина закончила в 1938 году с золотым аттестатом и, следуя настоятельным советам отца и брата, поступила в Горьковский медицинский институт на лечебный факультет.

 

Когда 22 июня 1941 г. началась война, Ирина собрала группу девушек, которые обратились к проректору с просьбой направить их на работу сестрами в госпитали. Проректор им отказал, заявив, что они окончили только три курса и ничего не умеют. Студентка Ирина Блохина возразила: «Как же вы нас учили, если мы ничего не знаем и не можем?!» С 27 июня девушки приступили к работе в госпиталях и больницах Горького.

 

С 1941 года (после ускоренного выпуска и. о. врачей) и до конца войны Ирина Николаевна работала хирургической сестрой, врачом горьковской станции переливания крови. «Кровь заготавливалась открытым способом, но, несмотря на это, не было ни одного ЧП. Ампула с кровью «Горьковская» значила — «надежно». За годы войны только нашей СПК было заготовлено 113 тысяч литров крови», — вспоминала Ирина Николаевна.

 

С 1946 года, после прохождения дополнительного курса обучения в Горьковском медицинском институте, И. Н. Блохина начала работать в Горьковском НИИ эпидемиологии и микробиологии (НИИЭМ). В 1952 году она защитила кандидатскую диссертацию, а с 1953 года уже руководила созданной ею лабораторией новой направленности — «Физиология и биохимия организмов». 

В 1955 г., когда Ирине Николаевне было 34 года, ее назначили директором института. Под ее руководством Нижегородский НИИЭМ, который она возглавляла 44 года, превратился в крупное научное, научно-производственное и лечебное учреждение федерального уровня, активно связанное с практикой здравоохранения Нижнего Новгорода. Итоги исследований этого периода были подведены в докторской диссертации «Некоторые особенности брожения и дыхания бактерий как дифференциальные и производственные тесты», защищенной в 1966 году, а также в 1976 г. в монографиях «Патогенные и условно-патогенные микробактерии» (совместно с В. В. Лазовской) и «Геносистематика бактерий» (совместно с Г. Ф. Левановой).

 

Под руководством И. Н. Блохиной получило развитие научное направление по созданию лечебных и профилактических иммунологических препаратов на основе изучения естественных защитных факторов организма. Были созданы препараты: сухой и кисломолочный лактобактерин, эколакт (не имеющий аналогов продукт лечебного питания, высокоэффективный при лечении и профилактике анемии и токсикозов у беременных женщин). Успешно велись научно-технические исследования по медицинской биотехнологии.

 

«Ей удалось с помощью науки вытащить на более высокий уровень производство лечебных препаратов. Ведь тогда считали, что в институте все нужно делать в пробирках, а питательные среды таскать в бутылках на пузе. И когда в министерстве она говорила, что ей нужны конструкторы, технологи, экспериментальный цех, ее не понимали.

 

Когда один раз на коллегии министерства ей сказали, что не согласны с такой постановкой вопроса и могут ее освободить, она ответила: «Освобождайте, у меня муж профессор, он меня прокормит», — вспоминает Андрей Григорьевич Угодчиков, младший сын Ирины Николаевны. Да, Ирина Николаевна Блохина была сильной личностью и умела добиваться желаемого.

В 1980-е годы И. Н. Блохина участвовала в ликвидации вспышки холеры в СССР. В 1984 г. она была удостоена Государственной премии за разработку эффективных противококковых препаратов.

В 1976 г. Ирина Николаевна создала кафедру молекулярной биологии в Нижегородском государственном университете, одну из первых в стране. Подразделение работало в рамках учебно-научного комплекса с Нижегородским НИИЭМ. На протяжении 25 лет кафедра готовила высококвалифицированных специалистов в передовых областях медико-биологических наук. В 1982 г. ее переименовали в кафедру молекулярной биологии и иммунологии.

И. Н. Блохина опубликовала 6 монографий и более 150 статей, под ее руководством выполнено и защищено 5 докторских и 40 кандидатских диссертаций. Все свои научные премии, всю зарплату профессора ННГУ (13 лет) Ирина Николаевна переводила в Советский фонд мира, а обязанности депутата Верховного совета выполняла на общественных началах.

В память об Ирине Николаевне улица Загорского переименована в улицу Академика Блохиной, на доме No 9 по этой улице установлена мемориальная доска, а Нижегородскому НИИЭМ присвоено ее имя.

 

Дело И. Н. Блохиной продолжает ее младший сын — Г. А. Угодчиков. Григорий Андреевич является академиком Академии медико-технических наук РФ, генеральным директором Международного фонда биотехнологий им. академика И. Н. Блохиной. Фонд был создан 30 июля 2001 года в Москве для содействия продвижению высококачественных продуктов к российскому потребителю, созданию новых технологий. Фонд получил поддержку ряда высоких инстанций, в том числе Министерства промышленности, науки и технологий РФ.

 

При поддержке Министерства науки и технологии Ирина Николаевна Блохина вместе с В. В. Найденко (ректором Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, академиком Российской Академии архитектуры и строительных наук, доктором технических наук, профессором) разрабатывала программу «Экологический год». Также в рамках федеральной программы «Здоровье населения России» в Нижнем Новгороде родилась и реализовалась программа «Чистая вода». «... Дорогостоящая, и нужны были специалисты, которые бы обосновали ее необходимость, — вспоминает В. В. Найденко. — В результате ее реализации появились сотни малых установок коллективного пользования в школах, больницах, детских дошкольных учреждениях.

Хотя, конечно, речь идет и о том, чтобы улучшать качество питьевой воды в централизованной системе».

 

В 1996 году И. Н. Блохиной было присвоено звание «Почетный гражданин города Нижний Новгород». За заслуги в области охраны здоровья населения, развития медицинской науки, подготовки научных кадров, государственной и общественной деятельности она награждена орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, орденом Почета, медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне».

Что такое наука? И насколько она важна? Джон Рёскин в своих письмах отметил: «Наука есть познание вещей как идеальных, так и реальных. Искусство есть воссоздание реальных предметов реальной нашей силой». И, правда, ведь наука — это бесконечное обучение, познание и поиск, зачастую долгий и сложный. Достигая одной вершины в науке, человек открывает множество других перспектив для дальнейшего развития и восхождения к новым высотам. Наука в современном обществе играет важнейшую роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень ее развития служит одним из основных показателей развития общества и государства. Все вокруг человека — это достижения науки. Сегодня мы расскажем вам о человеке, который посвятил свою жизнь науке, а также про его семью, принимающую большое участие во многих сферах нашей жизни.

Григорий Андреевич Угодчиков — успешный ученый, гендиректор Международного фонда биотехнологий имени академика И. Н. Блохиной, профессор по специальности «биотехнология», доктор физико-математических наук по специальности «биофизика», академик и вице-президент Академии медико-технических проблем РФ, эксперт международного сотрудничества в сфере биотехнологий со странами Евразии, Латинской Америки и Арабскими мира.

Он родился 19 марта 1950 года в семье людей науки — Андрея Григорьевича Угодчикова и Ирины Николаевны Блохиной. Андрей Григорьевич был советским и российским механиком, специалистом в области прочности аппаратов и машин, доктором технических наук, почетным профессором ННГУ им. Н. И. Лобачевского, заслуженным деятелем науки и техники, почетным членом Международной академии наук высшей школы, членом Национального комитета РАН по теоретической и прикладной механике. Ирина Николаевна была директором Горьковского института эпидемиологии и микробиологии, действительным членом Академии медицинских наук, автором 6 монографий и более 150 статей в области микробиологии, эпидемиологии и иммунологии. На базе своего института она создала первую в стране лабораторию геносистематики бактерий, внесла большой вклад в создание лечебных и профилактических иммунобиологических препаратов (внутривенный иммуноглобулин для детей, лактобактерин, эколакт и других). В 1980-е годы Ирина Николаевна принимала участие в ликвидации вспышек холеры в СССР.

 

Григорий пошел по стопам родителей и долгие годы познавал безграничные чертоги знаний, покоряя вершины технических и медицинских разделов науки. В 1967 году он с серебряной медалью окончил физико-математическую школу No 40 города Горького. В 1969 году, в 19 лет, принял участие во Второй всесоюзной конференции по управляемому биосинтезу, проходившей на теплоходе «В. Чкалов» по маршруту Красноярск — Дудинка (с заходом в Норильск) — Красноярск. Именно эта конференция подтолкнет его интерес к исследованию и работе с управляемым биосинтезом и биофизикой в дальнейшем. В 1972 году окончил Горьковский университет имени Н. И. Лобачевского (кафедра бионики и статистической радиофизики радиофизического факультета), получив диплом с отличием. С третьего курса по индивидуальному плану обучения Григорий посещал семинары академика А. С. Спирина. Наряду с изучением техники и радиофизики он углублялся в тему медицины и биохимии, имея пред собой достойный пример своих родителей–академиков и доктора биологических наук Александра Сергеевича Спирина. Как результат, в 1975 году Григорий Андреевич окончил аспирантуру в Институте биохимии и физиологии микробов АН СССР в Пущино.
В 1977 году, в 27 лет, защитил кандидатскую диссертацию по специальности «биофизика» в области управляемого биосинтеза, став кандидатом физико-математических наук. В 1982 году, в 32 года, Григорий Андреевич защитил докторскую диссертацию в МГУ им. М. В. Ломоносова, став доктором физико-математических наук по специальности «биофизика» в области управляемого биосинтеза. Именно в этом году он достиг докторской степени в той сфере, которой заинтересовался еще в 19 лет.

Ныне Г. А. Угодчиков — автор пяти монографий, две из которых вышли в 2002 году: «Биологически активные добавки» и «Основы теоретической биологии».

 

В 1974 году Григорий Андреевич женился на Елене Александровне Чадаевой — кандидате медицинских наук, специалисте в сфере экспресс-диагностики заболеваний человека на основе тепловизионных и ультра-звуковых методов. Это можно назвать продолжением династии людей науки, каждый из которых внес вклад в развитие прогресса человечества в той или иной сфере. Их дети также нашли свое призвание в науке: старшая дочь — Екатерина Григорьевна Михайлова — успешный медик, доцент кафедры терапевтической стоматологии Медицинского университета им. Н. И. Пирогова, кандидат медицинских наук; младшая — Надежда Григорьевна Фомина — успешный руководитель структурного подразделения объединения школ и детских садов на базе школы No 1206 Москвы, член Союза писателей России, кроме того она является организатором чтений в честь академиков И. Н. Блохиной и Н. Н. Блохина, матери и дяди Г. А. Угодчикова.

В идее этого мероприятия, помимо уважения к великим академикам и почтения к их неоценимому труду, заложена благодарность внучки к ее родственникам, внесшим огромный вклад в улучшение и спасение человеческих жизней. Также Н. Г. Фомина принимала активное участие в разработке и реализации проекта по профилактике стоматологических заболеваний у детей.

Анастасия Павловна Михайлова — внучка Г. А. Угодчикова, дочь Е. Г. Михайловой — стала врачом-стоматологом, закончила ординатуру. Под руководством Е. Г. Михайловой и доктора биологических наук С. А. Чубатовой она принимала участие в разработках в сфере профилактики и лечения продуктами микробиологического синтеза, полученными на основе управляемого биосинтеза. На основе микробиологического анализа полости рта они создали, в частности, зубные пасты с применением бактериофагов и микросом, что позволило не применять антибиотики при лечении заболеваний парадонтита. За счет применения комплексного подхода к профилактике стоматологических заболеваний за год удалось снизить заболеваемость кариесом в два раза. Эта технология уже внедрена в десятках детских учреждений и школ Москвы и Московской области.

 

Сегодня династия врачей и ученых продолжает вносить неоценимый вклад в развитие науки, в улучшение и спасение человеческих жизней от болезней и недугов, сохраняя ценность и важность знания, его практического применения.

В декабре 2022 года в Московском доме национальностей прошла VIII Международная конференция «Великие поэты прошлого и экология чувств современной цивилизации». Участниками форума стали ученые, поэты, художники, руководители крупных компаний, школьники.

Григорий Угодчиков, успешный ученый, генеральный директор Международного фонда биотехнологий имени академика И. Н. Блохиной, профессор по специальности «биотехнология», доктор физико-математических наук по специальности «биофизика», академик и вице-президент Академии медико-технических проблем РФ, эксперт международного сотрудничества в сфере биотехнологий со странами Евразии, Латинской Америки и Арабскими мира:

 

— Сегодня провели VIII Международную конференцию «Великие поэты прошлого и экология чувств современной цивилизации» в Московском доме национальностей.

Первая половина конференции была посвящена вопросам развития культуры в России и вообще на земном шаре, юбилеям выдающихся поэтов и художников, а вторая часть — развитию цивилизации, то есть экономике, новым технологиям, образованию. Мы убедились, что за нами идет новое поколение, которое будет очень сильным поколением, только дайте ему конкретную возможность реализовать себя в области междисциплинарных знаний. Они сейчас создали автоматизированное рабочее место для управляемого биосинтеза, которому вузы могут позавидовать. Новое рождается только на стыках, ничего другого в этом мире нет, это до нас давно придумано.

 

Альбина Симонова, профессор кафедры общей врачебной практики (семейной медицины) МОНИКИ, профессор–иммунолог, доктор медицинских наук и Роман Горенков, зав. кафедрой ОВП МОНИКИ, главный специалист Минздрава Московской области по ОВП, доктор медицинских наук, профессор:

 

— В настоящее время актуальным является активное применение в здравоохранении лучших отечественных медицинских технологий. Так, нами более  15 лет успешно используются следующие российские биотехнологии:

 

1. ЭЛИ-тесты (ИФА, МИЦ «Иммункулус») — по нескольким каплям крови можно на ранней стадии выявить нарушения в основных органах и системах, это 24 показателя (определяется состояние 16 органов и 6 маркеров системного воспаления).

 

2. Оценка микробиоты в горле, кишечнике, моче, крови и др. методом хромато-масс-спектрометрии микробных маркеров на российском приборе «Маэстро» (Институт аналитической токсикологии). Метод позволяет через 2 часа после доставки образца в лабораторию определить уровень 57 микроорганизмов, включая герпес-вирусы, уровень эндотоксина и др.

 

3. Карта индивидуального подбора питания — составляется по уровню специфических антител к аллергенам пищевых продуктов.

Применение трех данных инновационных российских технологий позволило разработать высокоэффективные методы комплексного лечения и реабилитации при 28 хронических заболеваниях (например, герпес-вирусные инфекции — под контроль; часто болеющие дети и взрослые — проблема решена; как не заболеть раком — превентивная онкология; аллергия — меняем курс; мигрени — выход есть; энурезы у детей — решение в междисциплинарном подходе; заболевания щитовидной железы — комплексный подход к ведению пациентов, высокая эффективность и др.)

 

Также более 20 лет нами успешно применяется растительный адаптоген российского производства «ВИРБЕТОЛ» (ООО «Березовый мир», активное вещество — бетулин), показавший свою высокую эффективность даже при COVID-19 (получена вакцина «БЕТУВАКС», бетулин оказывает выраженное противовирусное действие, улучшает психоэмоциональное состояние, восстанавливает нарушенную функцию печени и др.)

В программах профилактики и реабилитации при различных социально-значимых и возрастзависимых заболеваниях с успехом применяются отечественные препараты — пробиотики (содержащие сорбированные на активированном угле бифидо- и лактобактерии фирмы АВАН), которые назначаются даже детям с первых дней жизни и которые показали свою высокую клиническую эффективность не только при заболеваниях ЖКТ, но и у часто болеющих детей и взрослых, при COVID-19 (пробифор, бифидумбактерин форте и др.)

В 2021–2022 гг. Национальной ассоциацией заслуженных врачей получен грант Президента РФ на написание пособия для врачей и рекомендаций для населения по профилактике гриппа, COVID-19, ОРВИ и реабилитации после данных заболеваний. Грант успешно выполнен и всем желающим в электронном виде могут быть разосланы данные материалы (А. В. Симонова — научный консультант данного гранта, Р. В. Горенков — эксперт).

В настоящее время представленные уникальные российские медицинские технологии, а также положительный опыт их применения необходимо как можно шире внедрять в здравоохранение.

 

Галина Богданова, советник президента консорциума «ЭКОБИОТЕХПРОМ»:

 

— Пищевая добавка «Элексир М» — новый продукт, обладающий высокой эффективностью восстановления ключевых обменных процессов в организме и способствующий здоровому и активному долголетию. Это синбиотик, объединивший в себе два вида культур: пребиотики + пробиотики. Препарат предназначен для ускоренной реабилитации при вирусных заболеваниях, профилактике стрессовых состояний, восстановления деятельности мозга. Комплекс бактерий способствует восстановлению нарушенной микрофлоры после приема антибиотиков, воздействия радиации, выведения паразитов, неправильного питания, последствий употребления алкоголя, отравлений и др. Эффективность применения «Эликсира М» отмечена при псориазе, подагре, трофических язвах, а также для нормализации артериального давления, уровня сахара в крови. 

 

«Эликсир М» — это:

  • метаболизм и энергия;
  • улучшение работы мозга и сердца;
  • высокая работоспособность и физическая активность;
  • омоложение изнутри и замедление старения;
  • быстрое восстановление после физической активности (в том числе, у спортсменов);
  • предотвращение разрушения клеток свободными радикалами;
  • особенно выраженный эффект у ослабленных людей и лиц в пожилом возрасте.

 

Вячеслав Погонышев, руководитель департамента образовательной программы Консорциума «ЭКОБИОТЕХПРОМ»:

 

— Задача нашего департамента — прикладное образование для детей, как в школах, так и в средних и высших учебных заведениях, а сверхзадача — подготовка специалистов в области биотехнологии для дальнейшего развития отрасли. Сейчас мы запустили проект с Екатерининским лицеем и на основе управляемого биосинтеза будем проводить обучающие программы с целью создания методик, которые будем транслировать на Россию и страны СНГ. Ведутся переговоры с Донецкой и Луганской республиками, Мариуполем, Крымом. Мы эти методики разрабатываем на базе Екатерининского лицея, а потом запускаем их в школах. У нас на уроках биологии, физики и химии дети получают не только теорию, но и практические навыки, например, в выращивании микроводорослей — хлореллы. Биотехнология — не просто биология и химия, а спайка большого количества наук. Сплетение междисциплинарных наук — физики, биологии, математики, химии, технологии и информатики — дает учащимся возможность получить более широкое образование, дает понимание всего процесса. Сейчас мы поставили биореактор, потом создадим автоматизированные рабочие места по фильтрации, тоже с нашими российскими учеными, затем поставим биореактор для выращивания бактерий, и, в итоге, эта лаборатория перерастет в серьезный подготовительный центр. Это наша основная задача.

 

Наталья Андреева, исполнительный директор Екатерининского лицея, г. Химки:

 

— Основное направление нашей образовательной организации ориентировано на раннюю профориентационную работу детей, начиная с 1-го класса, чтобы к окончанию школы у ребят уже сформировалось полное понимание их дальнейшего профессионального самоопределения, и они полностью были готовы к поступлению в вузы.

Поскольку дети растут во все более технологически и научно развитом мире, чтобы добиться успеха, они должны быть научно грамотными. Сейчас основной проблемой образования является мотивационная составляющая в процессе обучения. Как вызвать интерес к учебе, сделать процесс обучения настолько увлекательным, чтобы у ребят горели глаза? Мы решили погрузить обучающихся в мир науки через решение проблемы. В идеале, научное образование детей — обучение их тому, как грамотно мыслить, учиться правильно решать проблемы и принимать обоснованные решения. Эти навыки являются неотъемлемой частью каждого аспекта образования и жизни обучающегося, от школы до карьеры. Мы даем детям понимание, что наука окружает нас повсюду: каждый аспект жизни обучающегося наполнен наукой — от его собственной внутренней биологии до телевизора с плоским экраном в гостиной.

Возможно, даже более важными, чем конкретные примеры науки в нашей жизни, являются способы использования научной мысли, метод и исследование, применяемые для поиска решений. Естественное человеческое любопытство и необходимость приводят к тому, что дети задают вопросы («В чем проблема?»), строят гипотезу («Как ее решить?»), проверяют ее с доказательствами и оценивают результат («Сработало ли решение?») и принимают решения на основе этого результата. Поэтому процесс обучения мы выстраиваем через проектную и исследовательскую деятельность, которая включает взаимодействие и обмен научными идеями между различными дисциплинами, такими, как математика, физика, химия, биология, технология и др. Этот подход привлекает обучающихся, потому что заставляет их откладывать в сторону предвзятые представления, позволяет им узнавать больше, получать более глубокое понимание материала, быть открытыми для новых знаний, идей и способов решения поставленных задач.

Предлагая обучающимся рассматривать проблемы с разных точек зрения, междисциплинарные подходы привносят искру творчества в сочетании с экспериментированием, в результате чего обучение может быть амбициозным подходом к исполь- зованию в любом классе.

Школа «Екатерининский лицей Химки» стала первым пилотным проектом по созданию научно-образовательной лаборатории биотехнологического направления в секторе «Наука — образование — производство».

В классе биологии «Екатерининского лицея» обучающимися 6-го класса совместно с представителем консорциума «ЭКОБИОТЕХНОПРОМ» собран фотобиорекатор. Через данный проект ученики лицея обучаются навыкам научно-исследовательской деятельности, получают теоретические и практические знания по специальности «Биотехнологии», что способствует подготовке кадров для отечественной пищевой промышленности и сельского хозяйства в условиях четвертой промышленной революции («Индустрии 4.0»).

В ноябре 2022 года ученикам лицея была поставлена научно-практическая задача по выращиванию хлореллы. Это не просто наблюдение и исследование, а масштабная проектная работа, которая включает в себя несколько этапов: от постановки и конкретизации задачи до получения продукта с возможностью его дальнейшего применения в пищевой промышленности, медицине, сельском хозяйстве, парфюмерии. Основными этапами данной проектной работы являются: формулирование проблемы, построение программы исследования, подготовка исследования, проведение исследования, анализ исследования, выводы.

На этапе формулирования проблемы обучающимися 6-го класса была поставлена научная задача — вырастить водоросли хлореллы. Обозначив проблему своего исследования, на втором этапе исследователи определили его объект, предмет и актуальность исследования. Объектом стал процесс выращивания хлореллы. Предметом исследователи определили среду обитания, освещенность, температуру. Актуальность исследования, в данном случае, заключалась в потребности применения выращенной хлореллы для нужд общества, агротехнологии. Далее исследователи определили необходимые ресурсные возможности и приступили к организации процесса.

На сегодняшний день проект фотобиореактора уже готов, то есть ученики его собрали и подобрали разную среду: в одной будет обычная вода из под крана, в другой — родниковая, в третьей — очищенная, в четвертой — из кулера. Были уставновлены температурные датчики, световые панели, продумана система удаленного доступа для осуществления непрерывного контроля и поддержания процесса жизнедеятельности водоросли. Сейчас ребята полностью подготовлены к продолжению исследования. Ожидаем поставку хлореллы, часть уже закупили, и ребята попробовали исследовать через микроскоп ее клетки.

Как показывает этот пример, основная польза междисциплинарного обучения заключается в том, как оно учит детей думать и устанавливать связи. Благодаря этому подходу в системе образования у обучающихся развиваются когнитивные навыки, которые имеют решающее значение для школ, стремящихся трансформировать обучение и подготовить учеников к успешной деятельности после окончания учебы.

Проектная и исследовательская деятельность фокусируются на изучении жизненных навыков, таких как критическое мышление, сотрудничество, творчество, инновации и решение проблем.

Многие из самых важных вопросов, с которыми столкнутся обучающиеся средней и старшей школы в своем образовании, карьере и обществе, не имеют четких ответов. Вот почему одной из главных задач, которую решает данное направление, является формирование «оригинальной мыслительной деятельности для неопределенного мира».

 

Валерий Смирнов, генеральный директор компании «ИМУНЭКО»:

 

— Мы занимаемся производством пищевой хлореллы в жидком виде с живыми клетками. На протяжении 11 лет у меня проблемы с суставами (ревматоидный артрит) и все это время, так как врачи не могли помочь, я искал способ, как избавиться от побочных эффектов от таблеток и решить проблему в целом. Не так давно мой отчим Владимир Николаевич подсказал мне, что у себя в сельском хозяйстве использует микроводоросли как иммуно-модулятор для животных, описал все положительные свойства, и я решил попробовать их действие на себе. Результат, который я получил, был не сопоставим с другими БАД.

До приема хлореллы был очень плохой сон из-за постоянных скачков кортизола, соответственно, все процессы в организме были нарушены, сильно увеличился вес от приема гормональных препаратов. И именно хлорелла дала очень сильный толчок к поправке здоровья, буквально на второй день стало легче засыпать, нервная система стала более стабильной, появился тонус, и на данный момент я уже занимаюсь спортом. Для меня это сильнейший показатель за все эти годы поисков «чуда».

Данный эксперимент на себе заставил меня думать, как доработать технологию производства для человека, примерно 8 месяцев и сотни экспериментов ушло на то, чтобы сделать тот самый продукт без лишних запахов, который пьется как вода, а главное, это тот же живой продукт с живыми клетками.

Сейчас совместно с Консорциумом «ЭКОБИОТЕХПРОМ» мы наращиваем производство. Изначально была экспериментальная установка всего на 30 л, на которой я отрабатывал технологии, а сейчас у нас — полноценное помещение с линией розлива, два фотобиореактора мощностью 1200 л/мес., мы привлекли инвесторов для увеличения производства суспензии хлореллы до 10000 л/мес.

 

Андрей Потапкин, коммерческий директор компании «ИМУНЭКО», г. Пенза:

 

— В эту компанию я пришел для того, чтобы решить проблему, которая возникла в моей семье. Моему ребенку, которому 6 лет, поставили диагноз «сенсомоторная алалия». У детей с данным диагнозом существует проблема с функцией ЖКТ. Заболевание сложное, и мы, пытаясь улучшить состояние ребенка, перепробовали много методов лечения.

Валерий Смирнов предложил нам попробовать суспензию хлореллы. Я сначала усомнился и начал читать информацию об этом, к каким действиям может произвести данный продукт. И нашел много статей о том, что хлорелла может помочь ребенку в плане восстановления работы ЖКТ.

Решили попробовать. Ребенок начал пить суспензию хлореллы, и у него реально улучшилось состояние, а проблемы с ЖКТ вообще перестали его беспокоить.

У меня самого были небольшие проблемы с ЖКТ, но когда я начал принимать суспензию хлореллы, все проблемы исчезли. Моя супруга тоже ее пьет, занимается спортом, у нее прибавилось энергии и выносливости при занятиях в тренажерном за- ле. Через месяц после начала приема суспензии у всей семьи результаты были просто ошеломительные. Поэтому мы с Валерием Смирновым решили внедрить данный продукт на рынок, чтобы помочь взрослым и детям с такой же проблемой, как у нас.

 

Алевтина Телегина, представитель родовой общины:

 

— Мы представляем народ, который готов идти за Григорием Андреевичем Угодчиковым и поддерживать движение всех его правильных мыслей снизу. Мы на данный момент разрабатываем алгоритм распространение хлореллы, «Элексира М», и самая главная задача у нас, которую мы точно выполним, — это начать открытие лабораторий в обыкновенных общеобразовательных школах.

 

Илья Дранкин и Алёна Булгакова, представители родов семейно-родовых общин:

 

— Здравия всем! Мы представители родов семейно-родовых общин, стремящиеся к восстановлению и поддержке здорового организма всех родов, Наследников, как малых, так и взрослых. Желания наши материализовались, когда мы встретили прекрасных людей в объединении Консорциума. Оказалось, что наши задачи схожи, и мы решили объединить усилия для достижения оздоровления Наследников.

9 декабря 2022 года мы были приглашены на VIII Международную конференцию «Великие поэты прошлого и экология чувств современной цивилизации» в Московский дом национальностей. Это была сказочная встреча, познавательная и душевная с главными ее участниками-Наследниками — представителями Екатерининского лицея (Химки), «Лаборатории управляемого биосинтеза», учениками 6-го класса, которые подарили море эмоций, впечатлений и чувство гордости за подрастающих Наследников, несущих свет и знания в общество. Своим примером, пройдя с помощью представителей Консорциума путь создания на базе лицея лаборатории с нуля, они дали нам надежду, что возможно все... и даже больше. Ведь сейчас очень важно, чтобы мы имели возможность — на базе школ, лицеев, вузов, колледжей в каждом регионе — воспитать новое поколение и новых специалистов в научно-исследовательской области. Это мощный мотиватор для изучения в рамках общенационального проекта математики, физики биологии, технологии, планирования и погружения в исследовательский процесс выращивания хлореллы — живого препарата, который даст полное оздоровление любому организму и воспитает новых специалистов из наших деток.

После встречи у нас появилось четкое понимание, куда мы идем и с чем мы идем. Мы выразили желание продвигать и развивать этот проект в партнерстве с Консорциумом «ЭКОБИОТЕХПРОМ», через взаимодействие семейно-родовых общин и благотворительного фонда © «ДЕЛАЙ ДОБРО ПРОСВЕТ» — с охватом всей России и всех неравнодушных, кто хочет внести свой вклад в реализацию общенационального проекта.

БИОМЕДИЦИНА.

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ДОЛГОЛЕТИЕ

В Московском доме национальностей 25 апреля состоялись Ежегодные памятные чтения академиков И. Н. Блохиной
и Н. Н. Блохина «Биомедицина. Здоровый образ жизни и долголетие». В ходе памятных чтений были представлены молодежные проекты по биотехнологии, экспериментальные проекты, доклады по насущным проблемам медицины. Организаторами мероприятия выступили Фонд «Евразийский диалог культур и цивилизаций» и Международный фонд научно-образовательных программ биотехнологий им. академика ИМ. Н. Блохиной при поддержке ГБУ «МДН».

Модератором чтений выступил Г. А. Угодчиков, профессор ЧОУ ВО "Московский институт национальных и региональных отношений», академик и вице-президент Академии медико-технических наук Российской Федерации, генеральный директор Международного фонда научно-образовательных программ биотехнологий им. академика И. Н. Блохиной, доктор физико-математических наук. В своем вступительном слове он обозначил важность проводимых уже более 20 лет памятных чтений имени Ирины Николаевны и Николая Николаевича Блохиных для диалога ученых и практиков в области биотехнологии, медицины и образования. Г. А. Угодчиков также отметил необходимость ускоренного внедрения научных разработок в сфере биотехнологий в промышленности, здравоохранении, сельском хозяйстве и образовании. Одной из главных тем мероприятия была обозначена связь западной и восточной медицины и влияние функциональных продуктов питания на ускорение выздоровления пациентов.

С докладами выступили специалисты научной, производственной, здравоохранительной и образовательной областей. Доклад «Консорциум ЭКОБИОТЕХПРОМ, история, анализ и перспективы» представили С. А. Бирк, доктор технических наук, профессор и Н. В. Кунавич, кандидат технических наук. В начале доклада внимание аудитории было обращено на огромный вклад И. Н. Блохиной и Н. Н. Блохина в развитие советской и российской биотехнологии и биомедицины, а также отмечена их роль, как выдающихся государственных деятелей. Докладчики отметили, что на примере «Консорциума ЭКОБИОТЕХПРОМ» отработана методология создания консорциумов. За немногим более года работы «Консорциум ЭКОБИОТЕХПРОМ» объединил более десяти компаний как научной, так и производственной сфер. Объединение способствовало увеличению количества выпускаемой биотехнологической продукции, востребованной на российском рынке и за рубежом. Консорциум также занимается подготовкой высококвалифицированных кадров на основе междисциплинарного подхода.

В. Ю. Смирнов, генеральный директор ООО «Имунеко», рассказал о том, как важно соблюдать стандарты и качества при масштабировании производства. Начиная производство питьевой суспензии хлореллы с нескольких сотен литров, на сегод- няшний день при поддержке «Консорциума ЭКОБИТЕХПРОМ» компания выходит на объемы 3–5 тонн в месяц.

Г. П. Богданова, доктор медицинских наук, профессор, руководитель проекта «Центр профилактики и реабилитации», в докладе «Применение методов западной и восточной медицины для программ оздоровления» обозначила прямую зависимость скорости оздоровления пациентов от применения функциональных продуктов питания для повышения качества жизни, полученных на основе управляемого биосинтеза.

Нгуен Динь Тхи, специалист вьетнамской медицины, доктор, рассказал о методике «Дьен Чан», разработанной профессором Буй Куок Чау из академии «Вьет и Дао» (Хошимин, Вьетнам) для оздоровления как отдельных органов, так и организма человека в целом. Доктор Нгуен Динь Тхи подтвердил влияние функциональных продуктов питания «Элексир М» и «Хлорелла».

В обсуждении стыковки западной и восточной медицины принял участие Б. В. Городиский, академик РАЕН, доктор медицинских наук, профессор. Он отметил, что западная медицина в поисках выхода из кризиса направляет внимание на методы восточной медицины, и дал согласие на участие в рабочей группе по данному направлению исследований.

Д. Е. Мокрицкий, ведущий кардиолог госпиталя «Красная Звезда», рассказал о применении функциональных продуктов «Элексир М» и «Хлорелла» в период восстановления пациентов после операций и медикаментозного лечения. Отмечено ускорение выздоровления пациентов в госпитале «Красная звезда».

Н. Ю. Андреева, кандидат педагогических наук, в докладе «Интеграция науки, образования и производства с целью подготовки высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики России по проблеме управляемого биосинтеза на основе внедрения междисциплинарных задач через проектную деятельность» представила проект «Первого регионального инновационного технологического образовательного центра ПРИТОК». Совместно с «Консорциумом ЭКОБИОТЕХПРОМ» на площадке частного общеобразовательного лицея был создан и запущен фотобиореактор (пример управляемого биосинтеза) по выращиванию водорослей хлореллы. Ученики 6-го класса лицея, которые участвуют в реализации проекта, выступили с отчетом о проделанной работе и рассказали о перспективах ее развития.

С. А. Чубатова, доктор биологических наук, заместитель директора по научной работе Международного фонда научно-образовательных программ биотехнологий им. академика И. Н. Блохиной, отметила уровень представленных докладов и актуальность НИОКР в области биотехнологий. Светлана Александровна сказала о том, что деятельность «Консорциума ЭКОБИОТЕХПРОМ» является достойным продолжением работ Ирины Николаевны Блохиной и Николая Николаевича Блохина, а также выразила благодарность Фонду «Евразийский диалог культур и цивилизаций» и Московскому дому национальностей за помощь в организации Ежегодных памятных чтений академиков И. Н. Блохиной и Н. Н. Блохина.

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

«ЛАБОРАТОРИЯ УПРАВЛЯЕМОГО БИОСИНТЕЗА»

ЦЕЛЬ

Повышение эффективности образования в области биотехнологий, профессиональная ориентация и создание новых возможностей для практико-ориентированной деятельности обучающихся.

 

ЗАМЫСЕЛ

Ключевой наукоемкой биотехнологией является «Управляемый биосинтез», управляемое культивирование клеток микробов, растений и животных в автоматизированных биореакторах.

Реализация данного проекта инициирована Консорциумом «ЭКОБИОТЕХПРОМ» совместно с ведущими вузами России и мира, под патронажем Российской академией наук, на базе образовательных организаций для формирования компетенций по направлениям: биофизика, биохимия, микробиология, нанотехнология, агробиотехнология. Процесс обучения и научно-исследовательская деятельность в области биотехнологии будет вестись ведущими учеными и специалистами вузов страны в очной и заочной форме. Планируется с использованием междисциплинарных связей создавать в школах, колледжах и вузах биотехнологические бизнес-инкубаторы, генерирующие новые идеи и продукты для производства в области биотехнологий.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Инновационное развитие связи «наука — образование — производство» посредством объединения научно-образовательного потенциала и ресурсов ведущих учреждений профессионального образования, научно-исследовательских организаций, передовых предприятий России в области биотехнологий. Это площадка, где полученные теоретические знания трансформируются в прикладную плоскость, благодаря исследованиям, разработкам обучающихся и производству в области инновационной биотехнологии.

Полноценно работающий проект является центром внимания учащихся, которые интересуются биологией, химией, физикой, математикой, информатикой, а также тех, кто на основе биотехнологий желает создать бизнес. На площадке проекта проводятся олимпиады, тематические форумы, конференции с привлечением научного сообщества, а также инвестиционной и бизнес-среды.

Научно-образовательный проект «Лаборатория управляемого биосинтеза» становится производственной лабораторией для предприятий биотехнологической отрасли, выполняя научно-исследовательские работы на договорных условиях. Возвращение к успешно работающим ранее научно производственным объединениям позволяет повысить эффективность и качество продукции биотехнологических предприятий.

Участвующие в проекте школьники и студенты высоко мотивированы и стремятся к новым открытиям и достижениям. Большинство из них пополнят ряды биотехнологов в качестве научных работников, производственников и преподавателей и выведут биотехнологическую отрасль России на новый уровень.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Создание автоматизированных рабочих мест биотехнолога: 

  • фотобиореактор для культивирования роста микроводорослей хлорелла, спирулина и др.;

  • оборудование для фильтрации и отбора материала;

  • биореактор для культивирования бактерий и клеток на основе управляемого биосинтеза;

  • автоматизация процессов биосинтеза с применением компьютерных тенологий;

  • создание методических пособий для обучающихся и преподавателей.

 

Организация в учебном заведении «Лаборатории управляемого биосинтеза» подразумевает совместную работу учащихся и преподавателей. Для сохранения принципа междисциплинарного взаимодействия необходимо создать рабочую группу из преподавателей биологии, химии, математики, физики, информатики, также рекомендуется привлечь в проект психолога. Возрастная категория учеников для начала работы в проекте — 12–13 лет. Ученики начальных классов могут наблюдать и знакомиться с процессами биосинтеза.

Сборка биореактора из поставленных комплектующих должна осуществляться преподавателями совместно с учениками. В процессе сборки проводятся необходимые замеры, расчеты и действия, которые являются частью прикладного образовательного процесса.

В зависимости от возраста учащихся изучается предмета исследования, среда его обитания в природе, условия и технология культивирования, полезные свойства для растений, животных и человека, области применения получаемых в процессе исследования продуктов.

Для каждого этапа исследований ставятся конкретные задачи, ведутся дневники и журналы. Полученные результаты формируются в отчеты и научные статьи. Проведенные научные исследования по заданию производственных предприятий также оформляются в отчеты и предоставляются заказчикам.

Результаты исследований и полученные уникальные биотехнологические продукты для создания бизнеса оформляются в бизнес-планы с расчетом экономики и рентабельности, что также будет являться образовательным процессом и даст толчок для формирования бизнес-мышления у школьников. Это может быть использовано для запуска бизнеса либо применяться в подсобных хозяйствах образовательных учреждений. Например, выращенная в лаборатории хлорелла может использоваться для подкормки тепличных растений, которые, в свою очередь, попадают на стол школьников в столовых.

Для проведения исследований и различных опытов необходимо дополнительное оборудование и приспособления, которые также могут создавать учащиеся на уроках труда, развивая навыки проектирования и конструирования. Важно, когда результат работы применяется на деле, а не пылится на полках.

Междисциплинарность и многоплановость лаборатории позволяет организовать учебный процесс как для школьников начальных классов, так и для студентов вузов, объединяя теорию и практику, что повышает способность участников проекта применить полученные знания и навыки в жизни.

"Процесс обучения и научно-исследовательская деятельность в области биотехнологии будет вестись ведущими учеными и специалистами вузов страны в очной и заочной форме. Планируется с использованием междисциплинарных связей создавать в школах, колледжах и вузах биотехнологические бизнес-инкубаторы, генерирующие новые идеи и продукты для производства в области биотехнологий."

УНИКАЛЬНЫЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ПОМОГУТ ЗАЩИТИТЬ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

В Российской Федерации сегодня наблюдается высокий рост сердечно-сосудистых заболеваний, онкопатологий, деменции. 70% беременных женщин страдают анемиями и токсикозами, что приводит, в конечном счете, к увеличению детской смертности и рождению неполноценных детей. В значительной степени это обусловлено проблемами, связанными с экологической безопасностью страны. Вопрос защиты населения от последствий неблагоприятных техногенных факторов, резкого изменения климата, вследствие которых организм человека не успевает перестроиться и адаптироваться, требует решения.

Для преодоления этих негативных явлений командой консорциума «Экобиотехпром» под руководством академика, доктора физико-математических наук по специальности «биофизика», профессора по специальности «биотехнология» Г. А. Угодчикова разработаны методы, опирающиеся на труды академика АМН СССР и РАМН И. Н. Блохиной. Создан и промышленно выпускается ряд уникальных функциональных продуктов питания, позволяющих защитить население от влияния неблагоприятных техногенных факторов, резкого изменения климата. Цель проекта — разработка продуктов, свойства которых укрепляли и сохраняли бы естественные обменные процессы организма.

 

Использование лечебно-профилактических продуктов питания с защитными свойствами, полученных в ходе выращивания в биореакторах, позволяет решить следующие задачи:

  • выведение человека из стрессового и постстрессового состояния, восстановление устойчивого психоэмоционального уровня;
  • профилактика и лечение анемии и токсикозов у беременных женщин;
  • сокращение сроков реабилитации онкологических больных;
  • защита населения (прежде всего, детей и лиц пожилого возраста) в зонах экологического неблагополучия с повышенной мутагенной активностью (города с градообразующими предприятиями Атоммаша, химического комплекса и другими техногенно неблагоприятными предприятиями);
  • повышение уровня иммунитета к основным инфекционным заболеваниям (грипп, дизентерия, гепатиты и т. п.) детей дошкольного и школьного возраста, а также учащихся вузов;
  • реабилитация людей, подвергнувшихся радиационному облучению;
  • обеспечение дополнительным лечебно-профилактическим питанием лиц, работающих на предприятиях с профессиональной вредностью (работники металлургических, химических и приборостроительных организаций).

 

Лечебно-профилактические продукты питания представляют собой смеси овощных соков либо сухие смеси, суспензии, жидкий комплекс живых бактерий (синбиотик).

Ключевая стадия производства этих продуктов — промышленная ферментация специально отобранных штаммов микроорганизмов, являющихся нормальными симбионтами человека. Для накопления микробной биомассы используются комплексы «Биореактор ЭВМ» емкостью 300 л, позволяющие минимизировать время технологического процесса, а также оптимизировать конечный выход биомассы.

 

Биотехнологическими продуктами являются следующие лечебно-профилактические препараты:

«Эликсир М» — синбиотик, восстанавливающий ядро микробиома и микрофлоры в целом;

«Живая хлорелла» — водоросль, имеющая высокие показатели восстановления витаминов, минералов, аминокислот, белка, способствующая активизации стволовых клеток в организме человека;

«Эколакт-ТМ» — напитки, получаемые из овощного сырья (свекла, капуста, морковь, тыква). Указанное сырье в процессе технологической переработки используется для получения овощных соков, которые в дальнейшем подвергаются ферментации.

Имеются технологические ноу-хау в процессе получения лечебно-профилактического продукта питания «Эколакт-ТМ», который может выпускаться как в жидком, так и порошкообразном виде. В зависимости от региона варьируется номенклатура плодово-ягодных добавок к овощным смесям (брусника, облепиха, черника, яблоки, дыни и другие ягоды и фрукты).

 

Целевые потребители лечебно-профилактических продуктов питания:

  1. Центры по реабилитации участников СВО;
  2. Детские дошкольные учреждения, школы и вузы;
  3. Промышленные предприятия с профессиональной вредностью (металлургические, химические, приборостроительные и др. предприятия);
  4. Федеральные, региональные и городские онкоцентры;
  5. Родильные дома и поликлиники, обслуживающие беременных женщин;
  6. Население в зонах экологического неблагополучия с повышенным мутагенным уровнем;
  7. Люди, проходящие реабилитацию после онкологических заболеваний, подвергшиеся радиационному воздействию;
  8. Санатории, профилактории, здравницы, детские дома, дома отдыха;
  9. Хосписы, дома престарелых.

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ

КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ

Сегодня с уверенностью можно утверждать, что питание – это показатель здоровья. Термин «здоровое питание» установлен на законодательном уровне в 2020 году в новой редакции Федерального закона No 47 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и подразумевает ежедневный рацион, который отвечает требованиям безопасности, обеспечивает рост и создает условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности человека и будущих поколений. Такой рацион базируется на современной концепции мультимодальной нутрициологии.

ПРОБЛЕМЫ В СТРУКТУРЕ ПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РФ

 

По ряду данных авторитетных исследований, у большинства населения Российской Федерации выявлены нарушения в структуре питания. Согласно Государственному докладу «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» за 2021 год, около 6,4% заболеваемости приходится на болезни расстройства питания и нарушения обмена веществ, в 2020 году это значение составляло 5,5%, в 2019-м — 4,9%. Конечно, другие группы заболеваний также напрямую или косвенно связаны с нарушением структуры питания и пищевого статуса человека.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» в сфере демографии, для достижения целевых показателей рождаемости, продолжительности жизни, в том числе здоровой, доли граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни, необходимо, в первую очередь, сформировать эффективную систему мотивации населения к здоровому образу жизни, включая отказ от вредных привычек и здоровое питание.

В связи с очевидной необходимостью улучшения структуры питания в условиях современных экономических и геополитических вызовов, ухудшения экологической обстановки, актуальными становятся исследования, направленные на разработку и создание новых пищевых продуктов для здорового питания, способствующих укреплению барьерных свойств организма и нормализации его пищевого статуса.

Анализ питания различных групп населения показал, что в структуре потребляемых пищевых продуктов наблюдается постоянный дефицит товаров, обладающих профилактическими и защитными свойствами, пониженной энергетической ценностью. Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологии и безопасности пищи определены основные нарушения в пищевом статусе населения России: избыточное потребление животных жиров и дефицит полиненасыщенных жирных кислот; дефицит в отдельных популяциях полноценных белков; выраженный недостаток пищевых волокон; дефицит витаминов; дефицит микро- и макроэлементов: кальция, железа, йода, фтора, селена, цинка.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ 

 

Современный потребитель понятие «здоровое питание» связывает с полезными и питательными свойствами пищи, разнообразным питанием, способствующим улучшению и поддержке здоровья организма. В группу таких продуктов, согласно актуальной отечественной нор- мативной базе, входят продукты с функциональными свойствами (содержат биологически активные и функционально значимые вещества) и собственно функциональные продукты питания. Иными словами, продукты для здорового питания имеют доказанное положительное воздействие на организм человека, причем этот эффект достигается не только за счет их пищевой ценности.

Сегодня к функциональным продуктам питания относят: продукты, которые в нативном виде являются источниками или имеют высокое содержание функциональных ингредиентов; натуральные и традиционные продукты питания, которые целенаправленно были обогащены; натуральные или традиционные продукты, из которых была удалена составляющая, не позволяющая ему проявлять функциональность; натуральные продукты, в которых увеличена биодоступность функциональных ингредиентов; продукты модифицированные с целью увеличения проявления функциональных свойств; натуральные или модифицированные продукты, которые в результате применения совокупности вышеупомянутых технологических приемов приобретают способность оказывать профилактическое действие на организм человека или улучшают его состояние.

В состав функциональных продуктов питания обязательно должны входить один или несколько элементов из следующего списка полезных веществ: витамины; минеральные вещества; пищевые волокна; полиненасыщенные жирные кислоты; пробиотики; пребиотики; синбиотики и др.

Обратимся к современному состоянию российского рынка продуктов для здорового питания. Как и на всякий растущий рынок, на него оказывает влияние множество факторов: рост заболеваемости населения; популяризация здорового образа жизни и спорта; появление инновационных технологий; политико-экономическая ситуация в стране (изменение курса национальной валюты, введение санкций, инфляция); рост доли стрит- и фастфуда, доставки быстрого питания; потребительское поведение; систематическое расширение ассортимента продукции; импортозамещение и многие прочие.

Согласно данным Euromonitor International Passport, на российском рынке представлены следующие сегменты продуктов здорового питания: продукты с добавленной пользой (Better-For-You), в составе которых снижено содержание соли, сахара, жира, углеводов; обогащенные/функциональные, в которые целенаправленно в ходе технологического процесса ввели функциональные ингредиенты; продукты, «свободные от...» (Free From...) — гипоаллергенные (Free From Allergens), безмолочные (Free From Dairy), безглютеновые (Free From Gluten), безлактозные (Free From Lactose) и продукты без ингредиентов животного происхождения (Free From Meat); естественно здоровые (Naturally Healthy) — продукты на натуральной основе, содержащие вещество (а), которое (ые) улучшает состояние организма не только за счет содержание макронутриентов; органические — продукция, которая была произведена, сохранена, обработана, утилизирована и продана в результате организации сертифицированного органического производства в соответствии с требованиями стандартов и правил.

Основными игроками на рынке продуктов здорового питания в настоящее время являются компании ЭФКО, Молвест, KDV Group, «Карат», Fitness-Food, «Прогресс», «Макфа», «Инфаприм», «АгриВолга», «Беллакт», Foodcode, «Братья Чебурашкины», «Высший вкус».

Самым крупным сегментом на российском рынке пищевых продуктов является естественно здоровый. Его доля за 2021 г. составила 53% (293,9 млрд руб.). За ним идут обогащенный/функциональный (25%, или 140,7 млрд руб.), продукты с добавленной пользой (14%, или 79,6 млрд руб.), «свободен от...» (7% или 37,7 млрд р.) и органический (1%, или 5,7 млрд руб.).

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВНЕДРЕНИЯ НОРМ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

 

Сегодня при поддержке Роспотребнадзора РФ реализуется национальный проект «Здоровое питание». Его основная цель — улучшение качества жизни и здоровья граждан благодаря обеспечению безопасными и качественными продуктами, а также внедрение норм здорового питания в каждую российскую семью. По состоянию на 2023 год, уже в 24 пилотных регионах Российской Федерации осуществляется системный мониторинг качества продуктов и состояния питания различных групп населения.

Для реализации проекта было создано и оснащено 17 испытательных лабораторных центров, которые аккредитованы на исследования 12 групп пищевых товаров, каждая их которых имеет область аккредитации по 10–15 показателям (микро- и макроэлементы, включая витамины, транс-изомеры, антибиотики и т. д.). В рамках мониторинга усилен контроль за показателями качества продуктов питания на полках магазинов, а также приняты новые санитарные правила и нормы, направленные на повышение качества пищевой продукции.

В 2019–2020 годах первой группой для изучения структуры питания детей стали школьники в организованных коллективах. Основная задача — изучить фактическое питание, оценить его с позиций нутрициологии диетологии, выяснить, какие продукты потребляют дети и подростки в течение дня, и соответствует ли этот рацион принципам здорового питания по содержанию необходимых микро- и макроэлементов, сахара, соли и трансжиров. Полученные данные станут основой для новых рекомендаций по здоровому питанию населения.

В 2020 году были разработаны адресные образовательные программы для различных целевых групп. Планируется, что в ходе реализации проекта до 2024 года более 30 млн человек в 80 субъектах Российской Федерации будут охвачены обучающими (просветительскими) программами по вопросам здорового и сбалансированного питания.

В целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья», входящего в состав национального проекта «Демография» (2019–2024 гг.), научно-методическими образовательными центрами были разработаны обучающие (просветительские) программы по вопросам здорового питания для различных групп населения. Кроме того, на базе ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, в рамках реализации федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» (укрепление общественного здоровья) и национального проекта «Демография», создан «Образовательный центр по вопросам здорового питания». 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Питание — один из важнейших факторов, определяющих здоровье населения, его активную долгую жизнь.

В последние 15 лет в Российской Федерации отмечено улучшение структуры питания населения за счет увеличения потребления мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей, внедрения пищевых продуктов, обогащенных микронутриентами, биологически активных добавок к пище. Однако данные о росте заболеваемости алиментарно-за- висимыми заболеваниями, а также о фактическом потреблении пищевых продуктов населением свидетельствуют о недостаточном знании правил здорового рациона. Одним из путей решения этой проблемы является создание в стране высокоэффективной межотраслевой индустрии производства продуктов здорового питания для различных возрастных групп, а также в зависимости от пола, особенностей организма, физических нагрузок, климатической зоны и т. д.

Сегодня крайне важны разработки и внедрение инновационных технологий в пищевой перерабатывающей индустрии. Особое внимание необходимо уделять комплексному использованию пищевого сырья, в том числе и с использованием биотехнологических методов, при разработке многокомпонентных продуктов питания.

Перед работниками науки стоят задачи, направленные на разработку продуктов с комплексом свойств, соответствующих концепции сбалансированного питания, которая предусматривает оптимальные количественные и качественные взаимосвязи основных пищевых и биологически активных веществ.

VIII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 

«ВЕЛИКИЕ ПОЭТЫ ПРОШЛОГО И ЭКОЛОГИЯ ЧУВСТВ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Григорий Угодчиков:

«ДИНАСТИЯ ВРАЧЕЙ И УЧЕНЫХ»

ИРИНА БЛОХИНА:

«...И, ПРОДОЛЖАЯ ЖИЗНЬ МОЮ, ПРОДОЛЖИТЕ МОЙ ТРУД»

Статьи